+7 (800) 30-11-893
Адрес:
Россия, г.Обнинск, ул. Железнодорожная 1-А +7(800) 30-11-893
График работы:
пн-пт с 9:00 до 18:00
сб-вс с 10:00 до 17:00

DSG 0B5, DQ500, DL501 Документация

366ce8064867bbcea4392f4a543a

      КОМПЛЕКТ ДЛЯ РЕМОНТА DSG 7.02 

           РЕМОНТ DSG СВОИМИ РУКАМИ

DSG 0B5, DQ500, DL501

 


 

              

 

 

 


 

7-ступенчатая коробка передач 0B5/S tronic с двойной фрикционной муфтой

 

 

После внедрения 6-ступенчатой коробки передач S tronic в моделях Audi A3 и Audi TT, прошедшего с большим успехом, в Audi Q5 впервые устанавливается 7-ступенчатая коробка передач с двойной фрикционной муфтой в комбинации с приводом quattro для продольного расположения силового агрегата. Сочетание достоинств автоматической коробки (удобство вождения и переключение передач без разрыва потока мощности) и механической коробки (спортивный характер и высокий КПД) при очень коротких временах переключения и «непрерывной тяге» доставляет при вождении автомобиля с коробкой 0B5 с двойной фрикционной муфтой особое удовольствие.

 

Технические данные коробки передач 0B5

 

 

Обозначения

Производитель:DL501-7Q

Сервисное обозначение:0B5

Торговое название:S tronic

Разработка

Производство

Audi AG, Ингольштадт

Завод VW, г. Кассель

Модель КП 7-ступенчатая КП с двойной фрикционной муфтой 7-ступенчатая полностью синхронизированная КП, с электрогидравлическим управлением
Двойная фрикционная муфта две охлаждаемые маслом многодисковые фрикционные муфты с электрогидравлическим управлением
Управление Блок Mechatronik включает в себя блок управления гидравлической системы, электронный блок управления и часть датчиков и исполнительных механизмов. Спортивная программа переключения и программа «tiptronic» для ручного переключения передач (по заказу с рулевого колеса tiptronic)
Диапазон передаточных чисел до 8,1: 7-я передача является повышающей (схема 6 + E). Максимальная скорость достигается на 6-й передаче. Диапазон передаточных чисел в настоящее время для бензиновых двигателей составляет около 6, а для дизельных около 8.
Расстояние между валами  89 мм
Передаваемый крутящий момент до 550 Нм при 9000 об/мин
Масса примерно 142 кг (с двухмассовым маховиком и маслом)

 

 

 

 

 

 

Конструкция и принцип действия механизма коробки передач

Крутящий момент передаётся через ведущий диск на двухмассовый маховик. Далее крутящий момент передаётся на двойную фрикционную муфту с электрогидравлическим приводом, который по выбору включает чётные или нечётные передачи. Таким образом, КП оказывается разделенной на две части.

Часть КП 1.

Нечётные передачи (1, 3, 5, 7) включаются через первичный вал 1 (внутренний вал) посредством муфты K1.

Часть КП 2.

Чётные передачи (2, 4, 6) и передача заднего хода включаются через первичный вал 2 (полый вал) посредством муфты K2. Привод осуществляется через общий вторичный вал, от которого крутящий момент передаётся прямо на межосевой дифференциал. Здесь крутящий момент разделяется, и около 60% направляется на фланец привода задней оси, а 40% через цилиндрическую шестерню и боковой вал направляется на переднюю главную передачу (на данном рисунке не представлена, см. рис. 128). Дополнительные сведения о межосевом дифференциале см. на стр. 22.

 

 

 

Конструктивные особенности двойной фрикционной муфты.

Двойная фрикционная муфта выполняет две функции:

  • передача крутящего момента при трогании и отключение крутящего момента при остановке
  • включение передач (= переключение на соответствующую часть КП)

Конструкция двойной фрикционной муфты такова, что муфта K1 расположена снаружи и поэтому имеет больший диаметр. Это решение отвечает высоким требованиям, которые предъявляются к муфте K1, работающей при трогании с места (на 1-ой передаче). Маленькие прижимные гидроцилиндры и использование блоков винтовых пружин в обеих муфтах обеспечивают широкие возможности регулирования процессов трогания и переключения передач.

От выравнивания давления в гидравлической системе можно отказаться. Динамический скачок давления, возникающий на высоких оборотах за счёт центробежных сил, компенсируется системой регулирования муфты. Для этого предусмотрена кривая регулирования давления, которая позволяет компенсировать динамический скачок давления в любой ситуации.

Переключение передач

Начало движения

Когда селектор АКП находится в положении P или N, включены, как правило, 1-я передача и передача заднего хода. Поэтому всегда можно без промедления начать движение. В какую бы сторону ни решил тронуться водитель, вперёд или назад, уже включена нужная передача.

Переключение передач

Водитель желает начать движение вперёд. Он устанавливает селектор в положение D и начинает движение на 1-ой передаче. Начиная с определённой скорости, примерно с 15 км/ч, часть КП 2 включает 2-ю передачу (до этого момента была включена передача заднего хода).

Как только достигнут момент переключения с 1-ой передачи на 2-ю, происходит быстрое переключение за счёт быстрого размыкания муфты K1 и одновременного быстрого замыкания муфты K2 без разрыва потока мощности. Для того чтобы повысить комфортность процесса переключения и предотвратить излишний износ муфт, во время переключения передач (когда обе муфты частично замкнуты) уменьшается крутящий момент двигателя.

Процесс переключения в целом происходит за несколько сотых долей секунды. В части КП 1 уже включена 3-я передача (заранее). При последую- щих переключениях от 2-3 до 6-7 описанный выше процесс повторяется попеременно в разных частях КП.

 

Синхронизаторы

Для достижения сверхбыстрого переключения передач все блокирующие кольца синхронизаторов имеют углеродное покрытие. Передачи с первой по третью и передача заднего хода в связи с высокими нагрузками имеют синхронизаторы с тремя парами трения. Для передач с четвёртой по седьмую достаточно синхронизаторов с одной парой трения.

 

Система смазки коробки передач

Контур ATF

Коробка передач 0B5 имеет две отдельные системы смазки. К первой системе смазки относятся двойная фрикционная муфта, блок Mechatronik и масляный насос. Эти узлы смазываются маслом ATF, разработанным специально для КП 0B5. Это масло обеспечивает высокую скорость работы механизма переключения передач и управления фрикционными муфтами даже при низких температурах, а также смазывает и охлаждает детали двойной фрикционной муфты.

Основным требованием к ATF является обеспечение высокой стабильности работы двойной фрикционной муфты.

 

Управление коробкой передач

Блок Mechatronik J743

Управление коробкой передач осуществляет заново разработанный блок Mechatronik. Принцип управления позволяет при переключении передач осуществлять плавную регулировку и настройку скорости включения и необходимого для этого усилия. Таким образом, в зависимости от режима движения, с одной стороны, достигается высокая скорость переключения передач, и, с другой стороны, не нарушается комфортность переключения, например, в режиме принудительного холостого хода.

Mechatronik является центральным блоком управления коробки передач. Он объединяет в едином узле электрогидравлический блок управления (исполнительные механизмы), электронный блок управления и часть датчиков.

По причине продольной конструкции датчики числа оборотов обоих первичных валов КП и датчик включенной передачи установлены на отдельном держателе (печатная плата 3).

Блок Mechatronik осуществляет управление, регулирование и выполнение следующих функций:

  • адаптация давления в гидравлической системе в соответствии с требованиями режима работы
  • регулирование работы двойной фрикционной муфты
  • регулирование работы системы охлаждения муфты
  • выбор момента переключения передачи
  • регулирование и управление процессом переключения передач
  • связь с другими блоками управления
  • программа аварийного режима работы
  • самодиагностика

Блок Mechatronik с модулем датчиков (печатная плата 3)

Компоненты гидравлической системы

На рисунке показан электрогидравлический блок управления со всеми узлами, которые управляются исполнительными механизмами.

N433 Клапан 1 в части КП 1 (для переключателя передач 1-3)

N434 Клапан 2 в части КП 1 (для переключателя передач 7-5)

N435 Клапан 3 в части КП 1 (для клапана муфты K1, включение)

N436 Клапан 4 в части КП 1 (для регулировки давления в части КП 1)

N437 Клапан 1 в части КП 2 (для переключателя передач 2-R)

N438 Клапан 2 в части КП 2 (для переключателя передач 4-6)

N439 Клапан 3 в части КП 2 (для клапана муфты K2, включение)

N440 Клапан 4 в части КП 2 (для регулировки давления в части КП 2)

N471 Клапан охлаждающего масла

N472 Клапан основного давления GS = переключатель передач

 

 

Блок управления коробки передач J217 образует вместе с четырьмя датчиками хода и обоими датчиками давления в гидравлической системе единый неразборный узел.

В J217 встроены два датчика температуры. Один из датчиков предназначен для точного измерения температуры масла ATF. Другой датчик встроен непосредственно в процессор и контролирует температуру деталей, требующих защиты от перегрева. Достоверность показаний каждого датчика контролируется по показаниям другого (второго) датчика. Контроль за температурой электронных компонентов очень важен для того, чтобы, при необходимости, своевременно принять меры для снижения температуры (см. главу «Защитные функции»). 

Помимо аспектов, связанных с защитными функциями, температура ATF влияет на регулирование фрикционных муфт и работу гидравлической системы управления. При этом температура ATF имеет важное значение при проведении регулирования и настройки.

Датчики давления в гидравлической системе 1 и 2 служат для контроля за давлением в муфте и для адаптации главного давления и давлений в частях коробки передач.

 

Четыре датчика хода определяют положение каждого штока и вилки переключения. Блоку управления КП данная информация необходима для того, чтобы оперативно обнаруживать недопустимые положения и при необходимости запускать аварийную программу

Точное измерение хода, кроме того, необходимо для чёткого переключения передач.

Различные фазы процессов синхронизации и переключения передач могут, таким образом, целенаправленно регулироваться.

Датчик хода состоит из двух датчиков Холла и двух постоянных магнитов, закреплённых на штоке вилки. В зависимости от положения магнита относительно датчика Холла он выдаёт сигнал, напряжение которого пропорционально величине хода. В результате оценки величин напряжений от датчиков формируется суммарный сигнал хода.

Отдельные датчики

Датчики 1 и 2 частоты вращения первичных валов КП, а также датчик включенной передачи установлены на одном держателе (печатная плата 3). Оба эти датчика являются так называемыми «интеллектуальными датчиками». С помощью трёх датчиков Холла и соответствующего электронного блока можно определить различие между передним ходом, задним ходом и слишком низким уровнем магнитного поля. Блок управления получает эти данные от датчиков уже преобразованными в форму сигналов с широтно-импульсной модуляцией.

Посредством импульсов с разной длительностью блок управления получает информацию о различных режимах. Это означает, например, что при движении автомобиля вперёд импульсы сигнала числа оборотов имеют другую длительность, чем при заднем ходе.

Использование сигналов

  • Измерение числа оборотов выходного вала муфты для определения пробуксовки муфты
  • Измерение числа оборотов синхронизатора для управления процессом переключения передач

Датчик включенной передачи G676 находится в коробке передач и является составной частью модуля датчиков.

G676 является бесконтактным датчиком хода и служит для определения положений селектора КП (P, R, N, D и S).

На рычаге механизма блокировки трансмиссии на стоянке находится постоянный магнит, воздействующий на датчик включенной передачи. Рычаг механизма блокировки трансмиссии на стоянке с помощью вала соединён с рычагом переключения передач. Привод осуществляется от рычага селектора посредством тросового привода.

 

Информация о положении селектора нужна блоку управления КП для выполнения следующих функций или для формирования следующих сигналов и сообщений:

  • сообщение о выборе режима/состояния движения (движение вперёд, задний ход, нейтраль) для управления фрикционными муфтами и переключателем передач
  • сообщение о выборе программы переключения передач «D» или «S»
  • сигнал для управления блокировкой пуска
  • сигнал для управления блокировкой селектора в положении P/N (Shift-lock)
  • сообщение о включении передачи заднего хода (например, для фонарей заднего хода, парковочного ассистента и т. д.)
  • управление индикацией положения селектора АКП в комбинации приборов и на панели рычага селектора

Датчиком включенной передачи является так называемый датчик PLCD (датчик хода). Аббревиатура PLCD расшифровывается как PermanentmagneticLinear Contactless Displacementsensor и означает бесконтактный датчик линейного перемещения, работающий с использованием постоянного магнита. Сигнал датчика включенной передачи очень важен для блока управления коробки передач и для обеспечения безопасности. Поэтому этот датчик выполнен сдвоенным (с резервом). Таким образом, датчик G676 имеет два параллельно расположенных чувствительных элемента. Блок управления КП всегда обрабатывает сигналы обоих датчиков.

Датчик 3 частоты вращения входного вала G641 и датчик температуры муфты G509 входят в состав печатной платы 2.

 

 

Датчик 3 числа оборотов входного вала G641 представляет собой датчик Холла. Он измеряет частоту вращения входного вала двойной фрикционной муфты (= число оборотов двигателя после двухмассового маховика). В качестве задающего ротора служит наружный барабан муфты K1.

Сигнал числа оборотов входного вала двойной фрикционной муфты:

  • используется для точной регулировки фрикционных муфт
  • служит для адаптации фрикционных муфт
  • служит для управления проскальзыванием

Датчик температуры фрикционной муфты G509 измеряет температуру охлаждающего масла на выходе из двойной фрикционной муфты. По этой величине можно оценить температуру фрикционной муфты. G509 служит для контроля температуры муфты, чтобы, начиная с определённого значения температуры, принять защитные меры для предотвращения её дальнейшего роста. Более подробную информацию на эту тему можно найти в главе «Защитные функции коробки передач».

 

Защитные функции коробки передач

Контроль температуры блока управления

Высокая температура негативно сказывается на сроке службы и работоспособности электронных деталей. В связи с помещением блока управления коробки передач внутрь корпуса коробки (охлаждается ATF) контролю температуры электроники и, следовательно, контролю температуры ATF уделяется большое внимание.

Начиная с температуры около 135°C (измеряется одним из двух датчиков температуры в блоке управления коробки передач), электронное оборудование коробки передач нужно защитить от дальнейшего повышения температуры. Начиная с этого значения температуры, блок управления КП снижает крутящий момент двигателя, чтобы снизить тепловыделение.

До температуры около 145°C может продолжаться ступенчатое снижение крутящего момента двигателя, пока двигатель не перейдёт в режим холостого хода. Муфты при этом размыкаются, и момент перестаёт передаваться на колёса автомобиля.

При включении защитной функции происходит запись ошибки в память неисправностей, и на дисплее комбинации приборов появляется сообщение «Дальнейшее движение возможно только с ограничениями».

 

Защита муфты

Если температура охлаждающего масла муфты превышает 160°C (измеряется датчиком G509), то температура фрикционных муфт достигает критического значения, и они могут быть повреждены. Такие температуры могут проявляться, например, при движении на крутом подъёме (возможно с прицепом), или когда автомобиль удерживается на подъёме с помощью педали акселератора (без применения тормозов).

В качестве защитной меры, начиная с температуры охлаждающего масла 160°C, происходит снижение крутящего момента двигателя. Если температура охлаждающего масла продолжает возрастать, крутящий момент двигателя постепенно снижается; это может продолжаться до тех пор, пока двигатель не перейдёт в режим холостого хода. Муфты при этом размыкаются, и момент перестаёт передаваться на колёса автомобиля.

При включении защитной функции происходит запись ошибки в память неисправностей, и на дисплее комбинации приборов появляется сообщение «Дальнейшее движение возможно только с ограничениями».

В качестве дополнительной защитной меры используется определение температуры муфты с помощью числового моделирования. Если вычисленная температура превышает определённое значение, вступают в силу описанные выше мероприятия.

 

Полезная информация

Блок управления КП

В модельном ряду B8 для блоков управления двигателя, коробки передач и подушек безопасности применяется новый протокол передачи данных и диагностики. При этом отпадает необходимость в обычных блоках измеряемых величин и нумерациях. Напротив, отдельные измеряемые величины доступны в виде полных текстов, размещённых в алфавитном порядке. Таким образом, можно целенаправленно выбирать необходимые измеряемые величины.

Удаление ошибок из памяти неисправностей

Ошибки из памяти неисправностей блоков управления двигателя и коробки передач всегда удаляются вместе. Это означает, что при удалении ошибок из памяти блока управления коробки передач автоматически удаляются ошибки из памяти блока управления двигателя. То же самое происходит при обратном порядке, когда удаляются ошибки из памяти неисправностей блока управления двигателя.

Буксировка

При буксировке автомобиля с коробкой передач S tronic нужно соблюдать обычные ограничения, действующие для автомобилей с АКП:

  • рычаг селектора в положении «N»;
  • скорость буксировки не должна превышать 50 км/ч;
  • максимальная дальность буксировки не должна превышать 50 км.

Обоснование.

Когда двигатель выключен, масляный насос не работает, и некоторые детали КП не смазываются. При превышении скорости 50 км/ч обороты в коробке передач и в двойной фрикционной муфте достигают недопустимого уровня, если принять во внимание, что в обоих частях КП всегда включены передачи.

При несоблюдении условий буксировки коробке передач могут быть нанесены серьёзные повреждения.

Программа аварийного режима работы

При нарушениях в работе КП с помощью аварийной программы можно преодолеть последствия неисправностей и сохранить мобильность. Помимо этого, имеются так называемые защитные функции, которые предохраняют от перегрузки некоторые узлы (см. раздел «Защитные функции коробки передач», стр. 44).

При определённых системных нарушениях блок управления КП отключает ту или иную часть КП и запускает соответствующую аварийную программу (движение с использованием исправной части КП).

1. Движение с использованием части КП 1, часть КП 2 отключена.

  • Возможно включение только 1, 3, 5, и 7 передач (с разрывом потока мощности).
  • Движение задним ходом невозможно.

2. Движение с использованием части КП 2, часть КП 1 отключена.

Возможно включение только 2, 4, 6 передач и передачи заднего хода (с разрывом потока мощности).

3. Полное отключение КП

При особо серьёзных неисправностях КП отключается полностью, например, при неисправности шины CAN-привод, при отсутствии идентификации иммобилайзера, при распознавании неправильных передаточных отношений передач или главной передачи.

 

Отображение предупреждений

Для коробки передач 0B5 применён новый принцип подачи указаний и предупреждений в комбинации приборов, который призывает водителя обратить внимание на нарушение в работе системы или на срабатывание защитной функции.

В этом случае отображаются следующие предупреждения.

Предупреждение 1 появляется при ошибках, которые водитель может не заметить, потому что блок управления КП может получить заменяющий сигнал.

Это не вызывает никаких или почти никаких функциональных ограничений. Это предупреждение призывает водителя при первой возможности обратиться в специализированное сервисное предприятие.

 

Предупреждение 2 появляется при срабатывании защиты КП и при ошибках, связанных с функциональными ограничениями.

Возможны следующие последствия:

  • активируется аварийная программа «Движение посредством части КП 2», т. е. переключения с разрывом потока мощности (только чётные передачи)
  • активируется защитная функция, снижается мощность двигателя, потому что активируется функция снижения крутящего момента двигателя
  • после остановки трансмиссия отключается
  • запустить двигатель после этого невозможно

Предупреждение 3 появляется, когда активирована аварийная программа «Движение посредством части КП 1», потому что при этом нельзя включить передачу заднего хода.

Текстовые сообщения исчезают через 5 секунд. При включении зажигания эти предупреждения снова появляются на 5 секунд. Предупредительные пиктограммы жёлтого цвета отображаются постоянно.

Сломался автомобиль?
Оставьте заявку !
Адрес:
Россия, г.Обнинск, ул. Железнодорожная 1-А +7(800) 30-11-893
Телефоны:
Алиса это умеет